Страница обновлена 22.01.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 19"

Страница обновлена 22.01.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 19"

        

                                                      Доступная среда

                                      "Доступность – это не только сооружение пандусов,

                                       специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.

                                       Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды

                                       инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
                                                                                           В.В. Путин

 

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.      

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

 В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с ТНР, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

 

 

                                     

Доступная среда МДОУ «Детский сад №19»

Обеспечение безпрепятственного доступа к объекту
Ответсвенный по вопросам обеспечения доступности в учреждение: Скворцова Марина Валентиновна тел. (4852) 44-05-32 время работы с 8-00 до 17-00. Вы также имеете возможность предварительно сообщить о времени посещения образовательного учреждения по телефону (4852) 44-02-50,44-05-32 или по электронной почте yardou019.yaroslavl@yarregion.ru. Вас будут ждать в назначенное время у калитки. Имеется кнопка вызова сотрудника.

Пути движения к  образовательному учреждению  
с остановки транспорта улица  Ньютона пешком (внутри жилого квартала). Расстояние до объекта от остановки транспорта 150-200 метров. Время движения (пешком) 3-5  минут. Перепады высоты на пути – нет. Специальной парковки нет.

Наличие приспособленных помещений для образования (обеспечение доступа):
В учреждении оборудовано 11 групповых помещений. В состав групповых ячеек детей до 3-х лет входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). В состав групповых ячеек детей до 7-х лет входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная и умывальная комнаты.

Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО. Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры. В  группах для воспитанников с 5 до 7 лет в наличие уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования. В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, игр – драматизаций. В группах с 1.6 до 4 -х лет – уголки ряженья.

В детском саду имеются:  кабинет психолога, учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы. Для взрослого населения - доступен кабинет заведующего, старшего воспитателя.  Для воспитанников с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, УО) доступны все помещения ДОУ.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ « Детский сад № 19» группы комбинированной направленности посещают дети с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи). Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, два музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре и воспитатели групп, через подгрупповые и индивидуальные формы работы. 

Дети с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для детей с ОВЗ в нашем саду работает специальный кабинет для оказания логопедической помощи: проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста, а также проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Кабинет оснащен всеми необходимыми материалами: зеркало настенное с лампой дополнительного освещения, зеркала для индивидуальной работы, шкафы для хранения пособий, столы для детей, стулья детские, стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией, стол для песочной анимации, учебно-методическими пособиями: для коррекционной логопедической работы (по звукопроизношению, по фонетическому, по лексическому запасу, по связной речи), для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления, различными картотеками: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры и т.д.), пособиями и материалами: на развитие дыхания, на развитие мелкой моторики, по обучению грамоте.

На каждой комбинированной группе оформлен речевой уголок, также оснащенный всем необходимым оборудованием.

 

Средства обучения воспитания подразделяются на следующие виды: печатные (методическая литература  и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); аудиовизуальные (слайды,  образовательные  видеофильмы  на цифровых носителях); наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, игрушки);спортивное оборудование.
Наглядные пособия классифицируются на три группы: объемные пособия (муляжи, игрушки, игры  и т.п.); печатные пособия (картины, плакаты, рабочие тетради) проекционный материал (видеофильмы, слайды и т.п.)
Принципы использования средств обучения:
-учет возрастных и психологических особенностей детей;
-гармоничное использование разнообразных средств обучения и воспитания: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-учет дидактических целей и принципов дидактики;
-приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для всех видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой, самостоятельно-художественной деятельности, двигательной)  которые  способствуют развитию дошкольников.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет. Лица с ОВЗ и  инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.

Библиотека: библиотеки в учреждении нет, но воспитательно- образовательный процесс в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете учреждения, групповых, кабинетах специалистов и доступна для пользования всеми участниками образовательных отношений. В каждом групповом помещении оборудованы книжные уголки. Книжные издания находятся по высоте – на расстоянии вытянутой руки ребенка, что дает возможность без труда взять в руки необходимую книгу детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), кроме лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата.

Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН  3.3686-21, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ.

        Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется либо на общих условиях, либо детям, имеющим  медицинскую справку, в которой указано наличие у ребенка хронических заболеваний, в том числе и пищевой аллергии с полным перечнем запрещенных продуктов, питание организовано в соответствии с принципами профилактического питания детей с соответствующей патологией.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей с ОВЗ, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, занятия, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале в наличии есть все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастические скамьи, мишени разных типов, мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту. Также оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

 

Охрана здоровья детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с теми же нормативными документами и регламентами, что и охрана здоровья воспитанников групп ощеразвивающей направленности. Согласно ч.2. ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация охраны здоровья (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями".  В учреждении имеется медицинский блок ( кабинет врача, процедурный кабинет, изолятор). Оказание первой доврачебной помощи осуществляет штатная старшая мединская сестра Колесова Н.В. тел. (4852) 44-02-50.
В кабинетах имеются: рециркуляторы для обеззараживания воздуха, весы, ростомер, холодильник, тумба со средствами неотложной помощи, шины, тонометр, стетофонендоскопы, электронные термометры, медицинский шкаф с аптечкой первой помощи и и перевязочными препаратами, мебель для врача и медсестры.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров; 
· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля над выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи »). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

В Учреждении имеются спортивный зал,  с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность  по физической культуре. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.

Согласно СП от 2.4.3648-20 разрабатывается режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна. Также составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Успешно осуществляется комплексная система оздоровления детей.
В нее вошли:
— оздоровительно – профилактическая работа;
— обеспечение оптимального двигательного режима в течение дня;
— закаливание;
— рациональное питание;
— обеспечение эмоционального благополучия каждому ребенку;
— формирования культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.  

Обеспечение безопасности обучающихся  ДОУ 

Приоритетным направлением в области организации условий безопасности ДОУ считает совокупность мероприятий образовательного, просветительного, административно- хозяйственного и охранного характера.  
установлена автоматическая система пожарной сигнализации;
установлена система оповещения людей о пожаре; 
установлена кнопка экстренного реагирования;  
соблюдение санитарно – гигиенических требований в соответствии с СанПиН.
В ДОУ  имеется вся необходимая документация по охране труда и технике безопасности. 

Дети-инвалиды в ДОУ отсутствуют.

Специальные технические средства обучения коллекивного и индивидуального пользования

Во время образовательной деятельности  обучающихся с ОВЗ и инвалидов примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемых разделов программы  дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт детского сада, паблик ВКонтакте.
Форма проведения диагностического исследования обучающихся с ОВЗ и инвалидов установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Это мультимедийные комплексы (проектор и экран), ноутбуки, музыкальный центр, МФУ, фотоаппарат.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
 
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования : развивающее игровое оборудование, дидактические игры, столы пердвижные для игры с песком и водой, оборудование для развития мелкой и крупной моторики, сенсорного развития. Имеющиеся игры, игрушки, разнообразные пособия для поддержания и развития игровой , познавательной и экспериментальной деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (по высоте – на расстоянии вытянутой руки ребенка). Это дает возможность ребенку, даже с ОВЗ самостоятельно подбирать необходимые для выбранной им деятельности предметы.
 
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ Самостоятельный доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) не предусмотрен. Доступ воспитанников к ЭОР предусмотрен в рамках образовательной деятельности при непосредственном участии педагогов. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы – не имеется.

Электронные образовательные ресурсы,приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

официальный сайт Министерства Просвещения РФ

федеральный портал "Российское образование"

информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

интернет-портал «Культура письменной речи»

Межрегиональная детско-молодежная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодежи «Мишки» при поддержке Общественной палаты Российской Федерации запустила проект «Карта возможностей особого ребенка».

Карта возможностей особого ребенка (далее – Карта) функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию более чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), недалеко от места жительства. Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.

Ссылка на Карту: http://картавозможностей.рф/map.

Родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, не взимается (Приказ № 01-05/1015 от 19.11.2019г.) Возможность обучения на дому и дистанционно – не предусмотренно. Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат – Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

 

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ