Доступная среда
"Доступность – это не только сооружение пандусов,
специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды
инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с ТНР, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Доступная среда МДОУ «Детский сад №19»
Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ « Детский сад № 19» группы комбинированной направленности посещают дети с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи). Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и воспитатели групп, через подгрупповые и индивидуальные формы работы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Для детей с ОВЗ в нашем саду работает специальный кабинет для оказания логопедической помощи: проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста, а также проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
Кабинет оснащен всеми необходимыми материалами: зеркало настенное с лампой дополнительного освещения, зеркала для индивидуальной работы, шкафы для хранения пособий, столы для детей, стулья детские, стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией, стол для песочной анимации, учебно-методическими пособиями: для коррекционной логопедической работы (по звукопроизношению, по фонетическому, по лексическому запасу, по связной речи), для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления, различными картотеками: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры и т.д.), пособиями и материалами: на развитие дыхания, на развитие мелкой моторики, по обучению грамоте.
На каждой комбинированной группе оформлен речевой уголок, также оснащенный всем необходимым оборудованием.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 3.3686-21, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ.
Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется либо на общих условиях, либо детям, имеющим медицинскую справку, в которой указано наличие у ребенка хронических заболеваний, в том числе и пищевой аллергии с полным перечнем запрещенных продуктов, питание организовано в соответствии с принципами профилактического питания детей с соответствующей патологией.
Электронные образовательные ресурсы,приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
официальный сайт Министерства Просвещения РФ
федеральный портал "Российское образование"
информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
интернет-портал «Культура письменной речи»
Межрегиональная детско-молодежная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодежи «Мишки» при поддержке Общественной палаты Российской Федерации запустила проект «Карта возможностей особого ребенка».
Карта возможностей особого ребенка (далее – Карта) функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию более чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), недалеко от места жительства. Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.
Ссылка на Карту: http://картавозможностей.рф/map.
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ